Previous Next

Отношения Украина-ЕС

Основными торговыми партнерами Украины являются Германия и Италия. оварооборот с Германией в прошлом году составил 2,1 млрд. долларов США, с Италией - около 1 млрд. долларов США. По сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы объемы торговли между Украиной и ЕС значительно отстают. К примеру, в 1998 году товарооборот Германии с Польшей составляет около 18 млрд. DM, с Чехией - 14 млрд. DM, с Венгрией - 10 млрд. DM. Есть тому и объективные причины: Польша, Чехия и Венгрия подписали соглашение с ЕС о свободной торговле, поэтому эти страны, имея сравнительно одинаковый спектр товаров с Украиной, пользуются преференциальным режимом на рынке ЕС. В отличие от стран ЕС, Центральной и Восточной Европы, в Украине отсутствует развитая система стимулирования экспорта, финансирования экспортных поставок, страхования и гарантирования международных рисков. Это не может не сказаться на объемах экспорта из Украины. К тому же структура экспорта в основном состоит из готовых промышленных изделий и полуфабрикатов. А эти группы товаров встречают особенно жесткую конкуренцию со стороны производителей на рынках стран-членов ЕС. Это, в свою очередь, приводит к многочисленным антидемпинговым процессам.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС было подписано в 1994 году, но вступило в силу только в марте 1998 года после выполнения всех необходимых процедур. Причем, если Украина выполнила все требуемые процессуальные формальности к концу 1994 года, то государствам ЕС на это понадобилось около четырех лет.

Одна из основных целей этого Соглашения - развитие торгово-экономических отношений нашего государства и ЕС, что и закреплено в основных принципах торговли между Украиной и ЕС: речь идет о режиме наибольшего благоприятствования, национальном режиме в сфере налогообложения, свободе транзита товаров, неприменении количественных ограничений.

На втором саммите Украина-ЕС было заявлено об установлении «уникального и стратегического партнерства» между Украиной и ЕС. Накануне третьего саммита хотелось бы выразить искреннюю надежду, что Европейский союз окажет Украине всю возможную помощь в отмене нерыночного статуса Украины, снятии количественных ограничений на импорт с Украины, а также с пониманием отнесется к тем мерам, которые принимаются украинским правительством по стимулированию развития производства товаров на территории Украины.

Приоритетными направлениями определены: энергетика; торговля и инвестиции; юстиция и внутренние дела; приближение законодательства Украины к нормам и стандартам ЕС; охрана окружающей среды; транспортная сфера; региональное и трансграничное сотрудничество.

Последнее направление было прибавлено к предыдущим и отражает сферу, которая будет активно развиваться в ближайшей перспективе в контексте расширения Евросоюза.

Говоря о перспективах двухсторонних отношений, А.ЧАЛЫЙ подчеркнул, что для Украины "знаменательным" стало заявление президента Еврокомиссии Романо ПРОДИ, что "в долгосрочной перспективе двери ЕС для Украины не закрываются".

При этом он отметил, что украинской стороне предлагаются все формы сотрудничества, существующие на сегодня между ЕС и странами-кандидатами на вхождение, и что эти формы сотрудничества Евросоюз готов рассматривать как формы интеграции Украины исключая ее вхождение в институции будущего ЕС.

Среди "абсолютно новых" форм сотрудничества Украине предлагается: Решение Инвестиционного европейского банка о распространении его деятельности на инфраструктурные проекты в Украине; создание специального фонда для развития трансграничного сотрудничества.

Значительное ударение со стороны ЕС делается на развитии энергетических, инфраструктурных, транспортных проектов двухстороннего сотрудничества. В этом контексте, по его словам, на заседании особое внимание было уделено проекту нефтепровода Одесса-Броды-Гданск как такому, который имеет стратегически важное для энергетической безопасности Евросоюза значение. ЕС выразил заинтересованность участвовать в создании международного газового консорциума и заявил о готовности провести технико-экономическое обоснование будущего консорциума.

Подчеркивалась и необходимость продвигать проект 5-го транспортного коридора Триест-Будапешт-Киев.

Общие позиции Украина и ЕС находят по визовому вопросу. В частности в настоящее время обсуждается возможность безвизового пересечения границ лицами с дипломатическими и служебными паспортами, а также возможность упрощения визового режима для других категорий граждан. Что особенно важно для Украины - отрабатывается механизм возможности отмены виз для граждан, непосредственно проживающих на приграничных территориях.

В Брюсселе на заседании Еврокомиссии утверждена "Европейская политика соседства", предусматривающая подписание планов действий со странами - новым соседями расширенного ЕС, включающие либерализацию торговли, упрощение процедуры выдачи виз, укрепление гуманитарных и политических отношений. страны бывшего СССР - Россия, Молдавия и Украина сейчас не стоят на повестке дня дальнейшего расширения Евросоюза. В то же время на эти государства распространяется "Европейская политика соседства".

Еврокомиссия утвердила также список стран, на которые распространяется эта политика. На востоке ЕС - это Россия, Украина, Молдавия, три кавказские страны - Азербайджан, Грузия и Армения. Исключением стала Беларусь. На юге ЕС политика соседства распространяется почти на все страны Средиземноморья - Марокко, Тунис, Сирию, Египет, Ливан, Израиль и Палестинскую Автономию.

На вопрос журналистов, имеет ли Украина шансы на вступление в ЕС, Ферхойген сказал: "В Украине хорошо известно, и президенту Кучме хорошо известно, с которым я разговаривал лично, что вопрос вступления Украины в ЕС сейчас у нас не на повестке дня. Однако процесс сотрудничества, который мы начали с Украиной, это, конечно, незавершенный процесс".

По словам комиссара Еврокомиссии, он не может утверждать, что Украина никогда на станет членом ЕС, поскольку это не отвечало бы договору ЕС, и, кроме того, никто не знает, что может произойти, к примеру, лет через двадцать.

Заместитель еврокомиссара по вопросам расширения Майкл Лииг, отвечая на вопрос "Радио Свобода", как ЕС планирует решать вопрос скопления грузовых автомобилей на украинских границах с Евросоюзом, сказал, что этот вопрос будет в центре внимания работы Еврокомиссии в рамках реализации политики соседства.

В следующем месяце Еврокомиссия, по его словам, представит на рассмотрение Совета министров ЕС конкретные предложения по техническому оснащению контрольно-пропускных пунктов, а также представит проекты по усовершенствованию и расширению транспортной инфраструктуры.

Previous up Next