Previous Next

Социально-экономические проблемы ЕС

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: неприемлемо высокая безработица, старение населения, внедрение новых информационных технологий, координация экономической и социальной политики государств-членов.

Cтарение нас-я. Страны Западной Европы переживают демографический кризис: низкие показатели рождаемости, увеличение продолжительности жизни населения. Как следствие – старение наций, нехватка трудоспособного населения, неконтролируемые потоки иммигрантов. Если государства не будут предпринимать конкретных мер, направленных на изменение существующей ситуации, - численность населения будет уменьшаться на половину приблизительно каждые 25-30 лет.

Снижение рождаемости ниже уровня простого воспроизводства населения, произошедшее в Европейском Союзе в начале 70-х годов, при постоянно увеличивающейся продолжительности жизни привело к изменению возрастной структуры населения и увеличению доли старших возрастов. Никогда еще не было столь велико, как сейчас, число людей 65 лет и старше (около 60 млн. человек). Со вступлением в этот возраст многочисленных поколений "бэби-бума" этот процесс резко усилится в 2010-2030-е годы. И лишь в начале 2040-х годов, когда эти поколения вступят в возраст наиболее высокой смертности, число пожилых людей в возрасте 65 лет и старше начнет сокращаться.

Сходные процессы характерны и для 12 стран-кандидатов. Однако, в отличие от Европы пятнадцати, в них не ожидается в обозримом будущем снижения численности пожилого населения.

Поскольку число рождений сокращается, процесс старения становится более наглядным при привлечении относительных показателей. По прогнозным расчетам, до 2050 года доля населения в возрасте 65 лет и старше будет постоянно увеличиваться и в той, и в другой группе стран. В 15 странах Евросоюза она возрастет с 16% в 2000 году до 21% в 2020 году и 28% в 2050 году. В 12 странах-кандидатах возрастная структура населения более молодая, сейчас доля пожилых составляет в них 13%. Ожидается, что к 2020 году она поднимется до 18%, а затем процесс старения ускорится и к концу прогнозного периода доля пожилого населения достигнет уровня Европы-15.

Одновременно с этим будет быстро сокращаться доля младших возрастов. В 2000 году только в Словении и Болгарии доля населения в возрасте до 15 лет была ниже, чем в Европейском Союзе - чуть больше 15%. В Польше, Латвии, Словакии, Мальте и на Кипре она была около 20%. Уже к 2020 эта доля в странах-кандидатах заметно снизится и сравняется с уровнем Европы-15, а в шести странах - Чехии, Словении, Болгарии, Румынии, Венгрии и Эстонии - будет ниже.

Старение нас-я имеет ряд экономических и социальных последствий:

1. Увеличивается доля пенсионеров по возрасту. На пенсионные фонды ложится непомерное бремя расходов на выплату пенсий (Таблица 2.2.5), ибо сокращается удельный вес работоспособного населения, делающего взносы в этот фонд. Напр, удельный вес расходов на пенс обеспеч-е: 19,7% к НД-Ит, 17,6%-Австрия, 16,4%-Герм.

2. Увеличение доли пожилых людей ставит перед обществом задачу организации ухода за ними, тем более, что удельный вес лиц старше 80 лет растет быстрее, чем доля пожилых людей в целом. С 1960 по 1990 годы численность населения 80 лет и старше выросла в странах ЕС с 5 до 12 млн. человек, т.е. на 140%. Процесс «старения пожилых» особенно существенен для государственных органов, разрабатывающих социальную политику, служб, призванных помогать беспомощным старикам;

3. Медицинское обслуживание пожилых, потребность в котором по мере старения, естественно, возрастает. Медицинское обслуживание требует дополнительных средств, расширения сети медицинских, геронтологических учреждений, качественной перестройки здравоохранения;

4. Занятость пожилого населения, обеспечение работой «молодых пожилых», желающих работать (к таким относят, как правило, людей до 70-75 лет). Это сложная проблема, поскольку рабочих мест не хватает и для лиц трудоспособного возраста. Средний уровень безработицы в странах ЕС составил в 2002 году 10,7% (в 1990 году – 7,7%). Максимум – в Испании и Финляндии, минимум – в Австрии и Люксембурге.

Старение населения воздействует на структуру материального производства и сферы услуг, изменяя ассортимент товаров и услуг в соответствии с запросами пожилых клиентов. Требуется изменить и некоторые технологические операции, приспособить машины и оборудование к возрастным особенностям работников. Запросам старших возрастов должны также отвечать возможности и удобства пользования средствами транспорта.

Вопрос о социально-экономических последствиях старения населения широко обсуждается в научных и общественно-политических кругах стран ЕС. Особенно много дискутируют по поводу того, сможет ли экономика выдержать наплыв пенсионеров в связи с меняющейся возрастной структурой и тенденцией более раннего выхода на пенсию, существующей в последние десятилетия. И отвечают на этот вопрос отрицательно.

Не исключён конфликт поколений: обострение конкуренции за рабочие места, рост отчуждённости между возрастными группами. Вместе с тем, политическая сила пожилых с ростом их численности увеличивается, и противоречия между молодыми и пожилыми могут создать взрывоопасную социальную ситуацию. В западноевропейской литературе уже не раз говорилось о нежелании работающей части населения содержать «непроизводительные» слои общества. Молодёжь недовольна привлечением старых кадров к работе, т.к. это снижает шансы молодых иметь работу и продвигаться по служебной лестнице.

В результате сокращения доли молодёжи в рабочей силе может уменьшиться «гибкость экономической системы». Стареющее общество консервативно, боится риска, нетерпимо к радикальным экспериментам, оно станет непрогрессивным, отстающим от других обществ не только по технической оснащённости и экономическому благосостоянию, но и в интеллектуальном отношении, в творческих достижениях. Торможение нововведений может привести к сокращению объема производства в расчёте на душу населения, уменьшению реальной заработной платы, капиталовложений и спроса. Некоторые экономисты считают, что увеличение взносов в пенсионные фонды приведёт к сокращению сбережений работающих, которые делаются «на старость». В результате уменьшатся инвестиционные ресурсы и замедлится повышение производительности труда. Таким образом, многие западные специалисты связывают старение населения с падением экономического потенциала.

Некоторые учёные склонны советовать вмешательство государства, а точнее – целенаправленное регулирование демографического процесса. Если ребёнка приравнять к товару, то его стоимость для семьи и общества растёт по мере того, как уменьшается количество детей. Например, в различных странах по различным мотивам в то или иное время практиковали политику, согласно с которой давали различные финансовые льготы в пользу семьи и материнства. Оценить их реальное воздействие непросто, но остаётся фактом, что в итоге эта политика не была способна на то, чтобы предотвратить тенденцию к уменьшению населения.

Избавиться от угрозы демографического кризиса можно двумя путями: либо пересмотреть систему социального обеспечения, включая пенсионное, либо ещё шире открыть границы для мигрантов. Специалисты полагают, что предпочтение будет отдано второму варианту. Но в этом случае, согласно расчетам, уже в ближайшие четверть века Европейский Союз должен будет принять около 160 млн. иммигрантов. Однако до сих пор ЕС не выработал единой политики в отношении мигрантов, их прав и обязанностей, что серьезно затрудняет взаимоотношения между государствами. Вопрос о методах и инструментах по управлению причинами миграции в странах донорах по-прежнему остаётся открытым. Его решение достижимо только на пути согласования национальных традиций европейских стран, но и тщательного анализа социо-культурной среды тех регионов, откуда прибывают мигранты.

Рынок труда является важнейшим фокусом социально-политической жизни Европы. Данные Евростата - статистического комитета Европейского Союза, располагающегося в Люксембурге, - предоставляют хорошую базу для анализа его состояния и тенденций развития.

Целью обследований рабочей силы является получение информации о населении в рабочих возрастах (15-64 лет), распадающемся на три группы: экономически занятых, безработных и экономически неактивных. В эти категории включают только лиц 15 лет и старше, проживающих в частных (не коллективных) домохозяйствах.

Экономически занятыми считаются те, кто в период (неделю) обследования выполнял какую-либо работу за вознаграждение или для получения дохода хотя бы один час в неделю или временно отсутствовал на работе. В эту группу работающих по найму включают также профессиональных военнослужащих (кроме мобилизованных на срочную службу). Кроме того, экономически занятыми считаются и те, кто выполняет работу (без оплаты) на семейном предприятии или в домашнем хозяйстве по производству продукции, предназначенной - полностью или частично - для реализации, а также самозанятые.

К безработным, начиная с 2001 г., относят людей в возрасте 15-74 лет (ранее - 15 лет и старше), для которых одновременно выполняются три условия:

• они не имели работы (доходного занятия) в течение недели обследования, т.е. не работали (не менее часа в неделю) и не имели работы;

• были способны приступить к работе (доходному занятию) до истечения двух неделей после обследования;

• активно искали работу (доходное занятие), т.е. предпринимали специальные действия по ее поиску в течение четырех недель, заканчивающихся неделей обследования, или уже нашли работу, но приступят к ней позже, но в пределах трех месяцев после недели обследования.

Экономически занятые и безработные в сумме образуют экономически активное население (рабочую силу). Остальное население рабочих возрастов считается экономически неактивным.

Обследования рабочей силы дают разностороннее описание экономически активного и неактивного населения стран Европы по полу, возрасту, уровню образования, сфере приложения труда, продолжительности рабочей недели, продолжительности поиска работы и т.д.

Для характеристики рынка труда рассчитываются коэффициенты занятости (процент занятых определенных возрастов от общей численности данной возрастной группы) и коэффициенты безработицы (процент безработных от общей численности экономически активного населения данного возраста). Безработица среди молодежи характеризуется также соотношением числа безработных в возрасте 15-24 лет и общей численности населения данного возраста.

Последнее европейское обследование было проведено весной 2001 г. В нем, помимо стран-членов Европейского Союза (Европа-15) и Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ - 15 стран-членов ЕС, Исландия, Норвегия и Швейцария), приняли участие 11 стран-кандидатов на вступление в ЕС: Болгария, Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Литва, Латвия, Польша, Румыния, Словения и Словакия. Остальные страны-кандидаты - Мальта и Турция - пока не предоставили никаких данных.

В 2001 г. безработица в Европейском Союзе опустилась на самый низкий за последнее десятилетие уровень (табл. 4-7). Однако, несмотря на это, она оставалась высокой по сравнению с США, где безработица составляла около 4%.

ЕС: 1993-10,7% (22,7%-Исп, 2,6%-Люкс)

1994-11,1% (24,1%-Исп, 3,2%-Люкс)

1997-10,6% (20,8%-Исп, 2,7%-Люкс)

1999-9,1% (15,9-Исп, 2,4%-Люкс)

2001-7,3% (10,4%-Исп, 1,8%-Люкс)

2002-7,7% (11,2%-Исп, 2,2%-Люкс).

За последние 12 месяцев возобновился рост уровня безработицы как в Европейском Союзе, так и в США. Он отмечен в 11 из 13 стран ЕС, по которым есть сведения об уровне безработицы летом 2002 года. Наиболее быстрый рост характерен для Люксембурга, Нидерландов, Ирландии и Австрии. В Италии продолжалось снижение безработицы, в Дании ее уровень оставался стабильным.

В августе 2002 г. безработными были 13,5 миллиона мужчин и женщин в Европейском Союзе. Уровень безработицы здесь составил 7,7% (против 7,3% в августе предыдущего года), 5,7% в США, 5,4% в Японии.

В большинстве европейских стран уровень безработицы среди мужчин ниже, чем среди женщин. Различия достигают 10 процентных пунктов в Испании. В то же время в Великобритании, Ирландии и Швеции безработица среди мужчин несколько выше, чем среди женщин.

Замедлилось снижение уровня долговременной безработицы. Сейчас примерно 43% безработных не имеют работы и ищут ее в течение 1 года и более. Чем дольше человек остается без работы, тем быстрее снижаются его шансы найти ее. Кроме того, новую работу труднее найти женщинам и пожилым людям.

В последние годы занятость населения Европейского Союза в экономике растет. Весной 2001 года число занятых достигло 161,3 миллиона человек. Это на 2,3 миллиона больше, чем в 2000 году, что, в свою очередь, на 10 миллионов больше, чем в 1995, и на 3 миллиона больше, чем в 1999 году.

Уровень занятости - отношение числа занятых в возрасте 15-64 года к общей численности данной возрастной группы - составил 63,9% - на 4 процентных пункта выше, чем в 1995 году (табл. 1). Среди женщин занятость росла быстрее, чем среди мужчин (с 49,7% до 54,8%), особенно в странах с низкими коэффициентами женской занятости - таких, как Испания и Ирландия (табл. 2-3). Изменение занятости мужчин и женщин по возрастам приобретает все больше сходства (рис. 1). Но в целом уровень занятости населения Европейского Союза все еще остается более низким, чем в США (74%) и Японии (69%). Особенно велики различия в уровне занятости женщин, а также в возрастных группах до 25 лет и старше 50 лет.

Занятость увеличилась благодаря созданию большого числа рабочих мест в сфере услуг. В ней занято теперь 2/3 от общего числа занятых в экономике Европейского Союза, причем среди женщин эта доля составляет 4/5. Более половины работающих женщин сконцентрированы в 4-х секторах: оптовая и розничная торговля; обеспечение сделок с недвижимостью, аренды и другие рыночные услуги; образование; здравоохранение и социальная работа.

В последнее десятилетие постоянно растет доля частично занятых. В 2001 году женщины составляли чуть более трети занятых полное рабочее время, а среди занятых неполное рабочее время - более 4/5. Наиболее высока доля частичной занятости в Нидерландах. Правда, различие между занятыми полное и неполное рабочее время недостаточно строго, поскольку проводится на основе спонтанных ответов опрашиваемых. Более точными критериями воспользоваться трудно из-за различий в продолжительности рабочего дня между странами и отраслями промышленности.

На европейских рынках труда преобладает работа на основе постоянных контрактов, лишь чуть более 13% трудятся на временной основе. Временно работающих больше среди женщин и молодежи до 25 лет.

Previous up Next