Классическая школа политической экономии во Франции зародилась тогда, когда в Англии эта шкала достигла периода своего, расцвета. Классические экономические идеи, содержавшиеся в трудах А.Смита и его последователей, оказали большое влияние на формирование французской экономической теории. А французская буржуазная революция конца ХУ1П столетия, разрушившая устои феодального режима и открывшая простор для развития капитализма в этой стране, поставила перед французской экономической наукой много новых вопросов, на которые было сложно дать ответ с позиций английской классической политэкономии. Поэтому политическая экономия во Франции имела свою специфику: унаследовав классические традиции она тем не менее, не стала ее ортодоксальным последователем и решала проблемы развития капиталистической экономики с позиций четко выраженного прагматизма.
Виднейшим представителем классической политической экономии во Франции в первой трети ХIХв. был Жан Батист Сэй (1767-1832), который считал себя продолжателем и популяризатором творческого наследия А.Смита и абсолютизировал его идеи об экономическом либерализме и стихийном рыночном механизме хозяйствования. Его перу принадлежат труды "Трактат политической экономии" и "Полный курс политической экономии”. Попутно отметим, что именно Ж.Б.Сэй первым применил термин "политическая экономия" к названию экономической теории.
Политическую экономию Сэй определял как науку, которая дает возможность познать природу богатства, способы его создания, порядок распределения и феномены, которые приводят к его исчезновению.
Свое исследование Сэй построил по логической схеме, которая впоследствии была положена в основу структуры большинства учебных пособий по политической экономии: производство-распределение-потребление.
Анализируя производство, Сэй не рассматривал его общественную форму, а говорил о производстве вообще, понимая под этим процесс создания полезности. В конечном итоге под производством он понимал производство услуг.
В духе этой идеи он трактовал проблему стоимости. Он фактически отказался от трудовой теории стоимости. Стоимость рассматривалась им как цена, которая зависит от полезности товара, издержек его производства, а также от спроса и предложения.
Главную идею Смита о трудовом происхождении богатства Сэй подменил своей теорией трех факторов производства. Основными агентами производства, факторами возрастания общественного богатства у него являются человек, капитал и земля. Именно они доставляют производительные услуги, которые покупают предприниматели-промышленники, которые комбинируют их с целью удовлетворения спроса на продукты потребления. Здесь целесообразно отметить, что Сэй, вслед за Смитом, внес определенный вклад в разработку теории предпринимательства. Предприниматель у него – это человек, который наделен особыми качествами, которые дают ему возможность вести производство сознательно выбранным курсом, господствовать в сфере распределения. Это не капиталист, в узком значении этого слова, а человек, вокруг которого "вращаются" производство и распределение, подчиняющиеся его влиянию. Следовательно, по логике Сэя, предприниматель составляет четвертый фактор производства.
Из теории трех факторов производства Сэй выводил свою теорию распределения общественного продукта. Согласно этой теории каждый фактор вносит свой вклад в производство. Ценой за использование этих факторов в производстве являются доходы. Трем видам факторов соответствуют три вида доходов, зависящих от услуг этих факторов: заработная плата, прибыль, рента и процент. При этом Сэй, отделяя собственника капитала от предпринимателя, утверждал, что первый получает промышленную прибыль или процент, а второй – предпринимательский доход, который он трактует как заработную плату предпринимателя.
Особое место в экономическом учении Сэя занимает его теория реализации, известная также под названием теории сбыта или теории рынка. Сэй утверждал, что главный интерес всех производителей состоит не в получении меновой стоимости, а в обмене одних продуктов на другие. Деньги при этом играют лишь роль посредника. В конечном счете оказывается, что за продукты заплачено только продуктами. Отсюда Сэй делал вывод: каждый продавец является в то же время покупателем. В масштабах общества, вследствие этого, предложение и спрос уравновешиваются, перепроизводство вообще становится невозможным. Равновесие спроса и предложения, утверждал он, устанавливается автоматическим путем.
Три закона рынка, сформулированные Сэем, гласят:
1.Чем больше производителей и произведенных товаров, тем больше потребителей и тем прибыльней этот рынок для производителей, поскольку цена растет с ростом спроса.
2.Каждый производитель заинтересован в успешной деятельности других, поскольку такая деятельность формирует рынок спроса. Успех одной отрасли способствует успеху других, стимулирует общее развитие.
3.Импорт благотворно влияет на развитие обмена, ведь иностранные товары можно получить, лишь продав свои.
Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что разработанная Сэем экономическая теория проповедовала прогрессивную теорию свободы предпринимательства и торговли. Он вплотную приблизился к определению категории экономического равновесия. Это означает, что являясь последователем учения А.Смита, он стоял у истоков нового неоклассического направления в развитии экономической теории.
Еще одним представителем французской классической политэкономии был Фредерик Бастиа (1801-1850), автор книги "Экономические гармонии".
Не впадая в преувеличение можно сказать, что главной особенностью теории Бастиа была ее компилятивность, выражавшаяся в смелом заимствовании идей английских и других экономистов. Используя эти идеи, Бастиа пытался доказать, что капиталистическое общество свободно от классовых антагонизмов и является справедливым и гармоничным. Источником экономических гармоний он считал обмен и конкуренцию. Обмен он определял как обмен равноценными услугами, которые оказывают друг другу рабочие капиталисты и землевладельцы. При этом под услугами он понимал не только реальную затрату труда в процессе производства, но и всякое вообще усилие, которое прилагается кем либо. Отсюда следовало, что услуги производству стоимости оказывают не только рабочие, но и капиталисты и землевладельцы.
Из теории услуг Бастиа вывел свою теорию распределения, согласно которой доля рабочих в национальном продукте по мере умножения капитала возрастает и абсолютно, и относительно, а доля капиталистов, возрастая абсолютно, относительно падает. Как следствие из этого – интересы труда и капитала в высшей степени солидарны, их доходы растут одновременно. А гармонию интересов между капиталистами и землевладельцами Бастиа обосновывал про помощи своей трактовки земельной ренты как процента на вложенный в землю капитал.
Таким образом, Бастиа рассматривал буржуазное общество как экономическое сотрудничество различных классов, обменивающихся услугами. Гарантией эквивалентности этого обмена, по его мнению, является "экономическая свобода” которая якобы предохраняет людей от невыгодных сделок. А такая свобода обеспечивается ничем не ограниченной конкуренцией. В ней Бастиа видел панацею от всех бед, которую он противопоставлял идее социалистов о более совершенной экономической организации общества.