Крупнейшим представителем второй группы английских экономистов, которые полемизировали с Рикардо и подвергали пересмотру некоторые положения его учения, был Томас Роберт Мальтус (1766-1834). Его перу принадлежит ряд произведений, из которых наиболее известны два: "Опыт о законе народонаселения" и "Принципы политической экономии". К этому следует добавить, что Мальтус был одним из пионеров преподавания политической экономии в Англии и основателем первой в истории кафедры по этой науке.
Мальтус был сторонником классической школы, но в то же время переосмысливал некоторые взгляды ее основателей.
В 1798г. Мальтус анонимно издал памфлет "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества". В этом, получившем скандальную известность, сочинении Мальтус попытался опровергнуть, возникшее под влиянием французской революции, представление о возможности усовершенствования общества с помощью социального законодательства.
Народонаселение Мальтус рассматривал как один из естественных ресурсов, факторов общественного развития. Он попытался показать, как процесс воспроизводства населения влияет на экономику. По его мнению, общество находится в состоянии равновесия тогда, когда количество потребляемых благ соответствует количеству населения. А отклонение от равновесия приводит в действие силы, которые восстанавливают нарушенное равновесие. Он доказывал, что прирост населения саморегулируется ограниченностью средств существования. Природа сама регулирует пропорции воспроизводства населения, его избыток обречен на нищету, голод и вымирание.
Мальтус считал, что общество, зная к каким последствиям ведет чрезмерное возрастание населения, может и должно вмешиваться и регулировать этот процесс. Государство для этого должно использовать как экономические рычаги, так и разнообразные превентивные меры, направленные на сдерживание роста народонаселения. В частности, он резко осуждал государственную поддержку бедных.
В другом своем сочинении "Принципы политической экономии" Мальтус высказался по ряду теоретических проблем классической политической экономии, уделив при этом особое внимание таким вопросам как стоимость, прибыль и реализация.
При рассмотрении проблемы стоимости Мальтус выступил против трудовой теории стоимости Рикардо, противопоставил ей один из вариантов теории стоимости Смита – определение стоимости товара трудом, который покупается на данный товар. По его мнению, количество труда, который может распоряжаться товар, обусловлено издержками его производства, к которым он относил затраты живого и овеществленного труда и прибыль на вложенный капитал. Прибыль, следовательно, рассматривалась им как излишек сверх труда, затраченного на производство товара. Тем самым скрывалась подлинная ее природа, а сама она трактовалась как надбавка к цене товара, возникающая в обращении.
Из учения Мальтуса о стоимости и прибыли вытекала его теория реализации, известная под названием "теории третьих лиц". Ее сущность состояла в следующем. В условиях капиталистического общества, состоящего только из двух классов-капиталистов и наемных рабочих, реализация прибыли невозможна, ибо рабочие на свою заработную плату могут купить только часть произведенных товаров. Не может быть решена эта проблема путем обмена товаров между капиталистами, ибо то, что каждый из них выигрывает от надбавки к цене своих товаров, он тотчас теряет как покупатель чужих товаров.
Однако проблема реализации при капитализме может быть решена и решается за счет потребления тех классов и слоев общества, которые, ничего не производя, покупают произведенные товары и тем самым делают возможной реализацию прибыли капиталистов. Эти "третьи лица" и выступают в качестве спасителей капитализма. Источник затрачиваемых на покупку товаров землевладельцами, чиновниками, священнослужителями и т.п., он не объяснил, хотя нетрудно понять, что ими являются рента и налоги, которые выплачивают и капиталисты, и рабочие.