Previous Next

Мотивация, потребности

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Мотивация - это готовность прилагать максимальные усилия для достижение организационных целей, которая обусловлена способностью этих усилий удовлетворять определенную индивидуальную потребность. Это определения вводит три ключевые понятия: усилие, организационные цели и индивидуальная потребность.

Характерно, что мотивация удовлетворяет два обстоятельства. Во-первых, обеспечение индивидуальных потребностей, а во-вторых, достижение организационных целей. Оба условия могут и должны удовлетворяться возможно полнее.

Потребность - это физиологическое или психологическое ощущения недостатка в чем-то или в ком-то, убеждение в том, что чего-то или кого-то недостает.

Содержательные теории мотивации пытаются классифицировать общечеловеческие потребности по определенным признакам.

Потребности делятся на первичные и вторичные. Первичные потребности имеют физиологический характер и, как правило, врожденные, генетические, заложенные природой. Без их реализации человек не может существовать (пища, сон, наличие приюта и пр.). Они почти одинаковые, общие для разных людей.

Вторичные потребности психологического происхождения. Они имеют четко выраженный индивидуальный характер. Каждый человек имеет свои, присущие лишь ей моральные качества, запросы, индивидуальные признаки, которые приобретаются с опытом (потребности в общении, контакте, дружбе, уважении; стремления и возможности их реализации).

Побуждение - это осознанное ощущение недостатка, потребности в чем-то, которое имеет определенное направление или путь решению. Оно является проявлением потребности через поведение и сконцентрировано на достижении цели. Под целью, в данном смысле, понимают все, что воспринимается как способ удовлетворения потребности. При достижении такой цели возможные три варианта удовлетворения потребности: потребность человека будет удовлетворенная полностью, частично или не удовлетворенная вообще. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, будет влиять на поведение человека в аналогичных или подобных обстоятельствах в будущем. В конце концов, человек стремится повторить то поведение, которое повлекло удовлетворение потребности и ассоциируется с достижением результата, и наоборот. Этот факт известен как закон результата.

Previous up Next