Перемены – вопрос, касающийся всех организаций. Увеличивается скорость перемен и необходимо эффективно реагировать на них. Организации, которые функционируют в быстроменяющейся обстановке, испытывают большее влияние перемен, чем организации, работающие в стабильном окружении. И хотя управляющие всех уровней должны реагировать на изменения, эффект изменений и форма реакции на разных уровнях различны.
Перемены подразумевают массовые изменения оргструктуры, новую продукцию и коренное изменение технологий. Перемены, связанные с развитием – это инновации. Изменяются цели, структура, технология и задачи, люди.
Этапы управления организационными изменениями:
1. Руководство должно осознать необходимость изменений (внутренние и внешние факторы).
2. Диагностика – сбор информации о причинах возникновения проблем, которые требуют изменения существующего положения.
3. Поиск новых решений, которые были бы поддержаны всеми.
4. Испытание планируемых изменений и выявление трудностей, прежде чем внедрять новшества в крупных масштабах.
5. Мотивирование людей, чтобы они приняли изменения.
Распределение полномочий при управлении изменениями:
1. Односторонние действия – полное сохранение полномочий высшим руководством (военные).
2. Делегирование полномочий (полное) более низким уровням (либеральный стиль).
3. Баланс между высшим руководством и подчиненными.
Причины сопротивления переменам:
• Неопределенность (естественная реакция на неизвестные последствия).
• Ощущение потерь (новшества уменьшают полномочия, доступ к информации, автономию и привлекательность работы).
• Убеждение, что для организации изменения не являются необходимыми или желательными (планируемые мероприятия не решат проблем, а умножат их).
Методы уменьшения или полного преодоления сопротивления:
1. Открытое обсуждение мероприятий, чтобы работники убедились в необходимости перемен.
2. Привлечение подчиненных к принятию решений.
3. Переговоры – одобрение новшеств с помощью материальных стимулов.
4. Кооптация – предоставление лицу, оказывающему сопротивление, ведущей роли в принятии решений о введении новшеств и их осуществлении.
5. Принуждение – угроза лишить работы, продвижения, повышения квалификации, повышения зарплаты и т.п.
Каждая тактика имеет преимущества и недостатки.