Previous Next

Управленческое решение, условия его принятия

Решение в процессе управления представляет собой комплексный мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий».

Таким образом, решение - центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.

В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.

На практике проблема решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, ненадежностью методов, склонностью менеджеров к рутине, разногласиями между лицами, принимающими решение (ЛПР).

Принятие управленческого решения — это процесс выбора разумной альтернативы решения проблемы.

Успешное принятие решений базируется на таких условиях, как права, полномочия, обязательность, компетентность, ответственность.

Право принятия имеют все менеджеры, но соответствующие группы их могут принять только конкретные решения. Например, общие решения могут принимать только линейные руководители.

Полномочие характеризует границу между группами менеджеров при принятии решений. Например, начальники цехов не могут принимать решения, которые согласно должностным обязанностям может принимать только директор предприятия.

Обязательность требует от менеджера обязательного принятии решения, если этого требует ситуация, сложившаяся в организации.

Компетентность характеризует умение менеджера принимать квалифицированные решения.

Ответственность показывает, какие санкции можно применить к менеджеру в результате принятия порочного решения.

Previous up Next