Previous Next

Неолиберализм

После второй мировой войны идеология неолиберализма нашла практическое применение в ФРГ. Здесь их идеи приобрели статус государственной доктрины. Наиболее видным представителем неолиберализма в Германии являлся в тот период профессор Фрайбургского университета Вальтер Ойкен (I89I-I950), который в 1948 г. приступил к выпуску ежегодника "0рдо" сыгравшего роль теоретической трибуны неолиберализма всех стран. Слово "Ордо", означающее в переводе "строй соревнования", превратилось в собирательное понятие, символизирующее "естественный строй…свободного рыночного хозяйства". 3ападногерманский вариант неолиберализма под влиянием школы Ойкена стал именоваться "ордолиберализмом".

Центральным пунктом ордолиберализма школы Ойкена являлось учение об "идеальных типах хозяйства", суть которого сводится к следующему. Экономика любой страны состоит из одних и тех же элементов - денег, цен, труда, прибыли, капитала и т.п. Различие типов экономик в разных странах имеет своей причиной т. н. первоэлементы, которыми являются свободное рыночное хозяйство и центрально-управляемое хозяйство. Эти элементы являются крайними в т. наз. "веере экономик" и являются идеальными или чистыми типами хозяйства и различаются способом управления. Но в реальной жизни таких типов хозяйства не существует, а есть разные его типы, сочетающие элементы и того, и другого. Различные экономические системы тяготеют к идеальным типам хозяйства. Тип хозяйства в каждой стране зависит от ее региональных особенностей и зависит от выбора ее народа. Когда народ стоит перед подобным выбором, государство должно его сориентировать, помочь в создании необходимых социальных институтов. После этого оно должно отойти в сторону и следить за соблюдением правил игры рыночных сил. По меткому замечанию Л. Эрхарда оно должно выполнять функции судьи на футбольном поле, который сам не играет, однако строго следит за соблюдением правил игроками обеих команд.

На основе ордолиберализма была разработана концепция "социального рыночного хозяйства", авторами которой были А. Мюллер-Армак, А. Ростов, В. Репке и Л. Эрхард. Исходным пунктом данной концепции является противопоставление рыночного хозяйства центрально-управляемому хозяйству, основанному как на общественной, так и на частной собственности. По своей сущности она представляла теорию третьего пути развития общества, отличного от капитализма и социализма.

Под социальной рыночной экономикой; авторы этой идеи понимали экономическую систему в рамках которой принцип "свободы рынка" объединяется с принципом "социального равенства", когда достижения рыночного хозяйства доступны всем членам общества. Экономическая политика государства в этих условиях должна состоять в том, чтобы оберегать конкуренцию и обеспечивать выравнивание реальных доходов граждан с помощью рациональной фискальной политики.

Составными частями социального рыночного хозяйства, по замыслу авторов этой концепции, являются: а/конкурентная рыночная экономика на основе частной собственности, б/государство, которое с помощью хозяйственного механизма перераспределяет национальный доход с целью обеспечения социальной справедливости.

Важнейшим инструментом государственного вмешательства в процесс такого перераспределения объявлялась налогообложение, которое регулируется в соответствии с рыночной ситуацией. Важнейшим принципом налоговой политики называлось стимулирование индивидов в их деятельности в повышении своего благосостояния за счет собственных сил и средств.

Расходы государства на социальные нужды также должны быть целенаправленными, т.е. должны соответствовать двум требованиям - социальному выравниванию и стимулированию инициативы.

Важное значение в рассматриваемой концепции придавалось государственной структурной политике в сфере отношений собственности. Государство должно способствовать развитию частного сектора экономики, поддерживать процесс демономолизации собственности, поощрять население инвестировать средства в производство.

Самым важным орудием государственного регулирования ордолибералы признавали политику стабилизации денежной массы как условия безинфляционного развития экономики.

Все охарактеризованные выше принципы исключают непосредственное вмешательство государства в экономику, обеспечивают нейтрализацию мер, мешающих частнопредпринимательской инициативе.

Previous up Next