Previous Next

Историческая школа

Историческую схему Листа, а также его идею о национальном хозяйстве как предмете политической экономии восприняли и развивали представители возникшей в 40-х гг. XIX в. в Германии исторической школы политической экономии. Свое название эта школа получила от метода на котором основывали свои теории ее основатели и главные представители – Вильгельм Рошер /1817-1894/, Бруно Гиль-дебранд /1812-1872/ и Карл Книс /1821-1898/.

Особенностью исторической школы как особого направления экономической теории является то, что ее представители не ставили перед собой задачу, пользуясь своим методом, создать законченную доктрину политэкономии, которая смогла бы заменить учение классической школы. Они лишь использовали уже разработанный классиками арсенал категорий и выводов и трактовали по-своему их сущность.

Специфика исторической школы как разновидности политической экономии состояла в том, что ее основатели сосредоточили свое внимание на методологических изысканиях, направленных против методологических принципов классической школы. Они выступили против идеи общих закономерностей экономического развития, противопоставили ей идею национальных особенностей конкретных систем хозяйствования в каждой отдельной стране. Таким образом "историки" воспроизводили точку зрения Листа на политическую экономию как национальную науку, призванную изучать национальное хозяйство. Они также отрицали существование общих законов, объективных закономерностей социально-экономического развития, а значит абстрактно-аналитический метод. Ему они противопоставили принцип "историзма'', исторического развития общества.

Сама по себе эта идея верна. Но все дело в том, как понимается историческое развитие человечества. Представители исторической школы признавали лишь эволюционную форму развития и отвергали качественные сдвиги и революционные перевороты в экономике и общественной жизни. Они также всячески подчеркивали значение этических, психологических, правовых и политических факторов, отводили им определяющую роль в хозяйственном развитии общества. Политическая экономия, по их мнению, должна быть нравственной наукой.

Иллюстрацией историзма в понимании корифеев исторической школы может служить периодизация истории наций, данная Гильдебрандом. В истории хозяйственного развития он различал три фазы: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство. В основу данной периодизации был положен способ обмена.

Упрощенно понимаемый историзм органически дополнялся в методологии исторической школы с эмпиризмом. Задачей политической экономии объявлялся не теоретический анализ экономических явлений, а простое описание историко-экономических фактов. Таким образом, политическая экономия фактически растворялась, в истории народного хозяйства.

Таким образом, немецкие экономисты начала XIX века, руководствуясь идеей национального единства Германии, создали исторический метод исследования и воспользовались им для основания нового направления в политической экономии, основой которого стало изучение закономерностей развития национального народного хозяйства, определяющей роли государства в этом процессе. Достижением исторической школы было и то, что ее представители широко пользовались историческими и статистическими материалами, а также выводами конкретных исторических исследований.

Previous up Next