Дальнейшее развитие мелкобуржуазное экономическое учение получило в сочинениях французского экономиста и социолога Пьера Жозефа Прудона /1809-1865/,основателя доктрины мелкобуржуазного социализма. Его основные труды: "Что такое собственность" и "Система экономических противоречий или Философия нищеты".
Система экономических взглядов Прудона, именуемая прудонизмом, существенно отличается от системы Сисмонди. Прудон защищал интересы мелких производителей в тот промежуток времени, когда, была доказана жизнью невозможность осуществления идеалов экономического романтизма, возврата от капитализма к мелкому товарному производству. В отличие от Сисмонди, который был завершителем классической школы во Франции, Прудон стал одним из родоначальников реформизма и анархизма.
Определяя предмет политической экономии, Прудон называл ее "наукой об общих законах разума". Политической экономии классической школы, которую он объявил лишь зачатками экономической науки, он противопоставил свою экономическую теорию. Предметом изучения политической экономии, по его мнению, является не сфера производства, а лишь сфера обмена и потребления.
Методологии Прудона присущи идеализм и субъективизм. Все экономические категории он рассматривает как воплощение абсолютного разума, как вечные идеи. Экономические категории и экономические явления он характеризует как механическое соединение хороших и плохих свойств. Прудон утверждал, что всегда можно сберечь хорошие стороны и избавиться от плохих. Такой подход он распространял на капиталистическое общество в целом.
С подобных позиций Прудон трактовал все категории политической экономии – разделение труда, стоимость, деньги, капитал и другие. Однако особое место в своей экономической теории он отводил теории стоимости. Его понимание этой категории противоречиво. С одной стороны, он утверждал, что она создается трудом, с другой, считал ее результатом обмена. Стоимость, в его понимании является вечной, абстрактной категорией, которая является носителем двух противоположных идей: идеи потребительной стоимости /хорошая сторона/ и идеи меновой стоимости /плохая сторона/. Между ними существует "антиномия" - противоположность. Потребительную стоимость он отождествлял с изобилием, а меновую стоимость связывал с редкостью. Примирением "этих противоречивых сторон, их синтезом, согласно утверждению Прудона, является конституированная или синтетическая стоимость. Она устанавливается в обмене, санкционируется рынком. Она также является пропорциональной, поскольку возникает в результате установления трудом пропорций, в которых происходит комбинирование элементов богатства.
Своей теорией конституированной стоимости Прудон стремился устранить противоречия капиталистического товарного производства, противоречия между товаром и деньгами, превратить все товары в деньги.
Полное непонимание Прудоном сущности денег, противоречия между товарами и деньгами оказало решающее влияние на содержание его экономической программы. Он разработал утопический проект безденежного товарного хозяйства, в котором обмен товаров будет происходить без посредства денег, через особый обменный "Народный банк”. По его замыслу этот банк будет принимать у товаропроизводителей товары и выдавать им взамен удостоверения – талоны или "трудовые деньги”, указывающие количество труда, затраченного на производство этих товаров. За эти талоны товаропроизводитель мог бы получить в банке нужные ему другие товары. Справедливости ради следует сказать, что идею "рабочих денег" Прудон "позаимствовал" у английских социалистов-утопистов. Применение подобных денег, вместо реальных, приведет, по мнению Прудона, к установлению в обществе равенства и справедливости и ликвидации эксплуатации, поскольку каждый будет получать столько, сколько произвел сам. Утопичность этой идеи несомненна.
Утопичность проекта Прудона заключается и в том, что он не понял сущности и природы кредита и прибыли. Капитал он преимущественно трактует как деньги, признавая основной его формой ссудный капитал. Процент он рассматривает как единственную форму, воплощающую неоплаченный труд рабочих. А прибыль он называл разновидностью заработной платы.
Признавая процент экономической формой эксплуатации, Прудон считал, что понижение ставки процента до ноля – это путь, ведущий к получению рабочими полного продукта своего труда. Он выдвинул и развил идею "дарового кредита". Впадая сам с собой в противоречие, он, выступая против денег, одновременно предлагал предоставлять рабочим и товаропроизводителям через "Народный банк" беспроцентный кредит в денежной форме. Таким путем, по его мнению, будет устранена эксплуатация. Вследствие такой реформы будет осуществлено "слияние классов", будет гарантирована справедливость в процессе обмена, все будут равными и отпадет надобность в государстве. Прудон был противником государства, сторонником растворения его в хозяйственной организации, где связь между отдельными хозяйствами будет осуществляться через обмен и взаимопомощь.