![]() |
![]() |
При формировании стратегии следует руководствоваться теми же принципами, что и в отношении целей, а именно:
1. Стратегия должна быть сформулирована по возможности кратко, без излишнего цифрового материала.
2. Стратегия должна быть понятной для всех работников.
3. Основные положения стратегии не должны допускать разночтений и разных толкований.
4. Положения стратегии должны быть доведены до сведения всех причастных к ее выбору руководителей в явном виде.
5. Формулируя стратегию, следует помнить о ее жизненном цикле, который иногда достигает 10 лет.
В зависимости от конкретной ситуации и выбранных целей.
Портфельная стратегия. Понятие "портфель" стали широко использовать для определения более или менее разнообразных групп хозяйственных подразделений, принадлежащих одному и тому же владельцу.
Функциональная стратегия. Это понятие используется для обозначения деятельности той или иной функциональной службы (отдела) в рамках общей стратегии данного хозяйственного подразделения. Функциональная стратегия целесообразна лишь для тех функций, которые представляют интерес для предприятия в целом.
Конкурентная стратегия, как правило, сводится к получению соответствующих преимуществ на действующем или потенциальном рынке. Конкурентоспособность — это возможность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурирующей компанией. Конкурентная стратегия сводится к достижению стратегических, или конкурентных, преимуществ. Задачей конкурентной стратегии является приведение компании в такое состояние, при котором она может в полной мере использовать свои преимущества.
В зависимости от характера отрасли и макросреды можно выделить четыре основных типа: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание стратегий.
1. Ограниченный рост — стратегия большинства фирм, планирование целей от достигнутого с поправкой на сложившуюся ситуацию (напр., на инфляцию). Расширенное воспроизводство в небольших размерах – 3-10%.
2. Стратегия роста применяется в динамично развивающихся отраслях. Характерен значительный ежегодный рост (15-100%). Используется также для осуществления диверсификации – расширения номенклатуры продукции для того, чтобы оставить рынки, пребывающие в стагнации. Рост бывает внутренним (путем расширения ассортимента товаров) и внешним (слияние, объединение, поглощение одних фирм другими, создание сопутствующих подотраслей, расширение видов деятельности и др).
3. Сокращение. Цели ниже, чем прошлогодние достижения.
Варианты сокращения:
-ликвидация (наиболее радикальный способ, предусматривает распродажу всех материальных активов фирмы по ликвидным ценам. Цель – получить средства для погашения долгов, расчетов с кредиторами и т.п.);
-отсечение лишнего (отделение некоторых структурных подразделений или видов деятельности, частичное сокращение производства, структурные изменения. Поиск сфер и видов деятельности на будущее);
-переориентация и модернизация (применяется при экономическом спаде и для спасения организации.
Сочетание типов представляет собой любую разновидность из трех вышеупомянутых стратегий; его применяют крупные фирмы, активно действующие в разных отраслях.
В зависимости от характера производства и реализации стратегических преимуществ. Предусматривается выбор сферы конкуренции и сводится к конкуренции по «широкой линии» или концентрация на конкретном сегменте рынка.
![]() |
![]() |
![]() |