Previous Next

Урбанизация в ЕС

УРБАНИЗАЦИЯ (от латинского urbanus — городской), процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации — рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно–бытовым надобностям и пр.).

Промышленная революция, начавшаяся в середине восемнадцатого века, стала двигателем быстрого роста городов. Улучшение техники сельского хозяйства увеличело его продуктивность, таким образом создались предпосылки для роста населения, занятого в других отраслях экономики. Благодаря развитию транспорта города стали менее зависимы от своего ближайшего сельского окружения (стала возможна быстрая доставка продовольствия из далека). В то же время расположенные в городах заводы и фабрики требовали всё большего числа рабочих. Например, между XV и началом XIX веков население Лондона увеличелось с 45 тыс. жителей до 865 тыс жителей. Тем не менее доля городских жителей оставалась низкой. В начале 19 в. в городах мира проживало 20,3 млн. человек (3% населения Земли), к 1900 – 224,4 млн. (13,6%), к 1950 – 729 млн. (28,8%), к 1980 – 1821 млн. (41,1%). Наивысшая доля городского населения (1985, %): в США – 74, Германии – свыше 85, Великобритании – свыше 91.

Первый этап урбанизации, связанный с массовым переселением сельских жителей в города завершился в странах Западной Европы и Северной Америки к 30-50 годам XX века. Однако на этом процесс урбанизации не завершается. Следующий этап урбанизации-субурбанизация. Растущее благосотояние позволяет людям строить дома "сельского типа" в пригородах, избегая таких "прелестей" больших городов как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т.д. Однако население пригородов не в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе. Субурбанизация невозможна без массовой автомобилезации, т.к. в пригородах практически отсутствует инфпаструктура (магазины, школы и др.), а главное-места приложения труда. В Западной Европе и Северной Америке процесс субурбанизации начался в 50-х годах.

Процесс субурбаницации вызывает много критики. Жители пригородов зачастую становятся "заложниками автомобиля", т.к. общественный транспорт в пригородах как правило отсутствует. К тому же в небольших странах с высокой плотностью населения, например Бельгии и Нидерландах пригороды занимают почти всё свободное пространство, вытесняя природные ландшафты. Часовая миграция жителей пригородов в города приводит к заторам на дорогах, что ведёт к загрязнению воздуха, потерии времени и другим проблемам. Для борьбы с этим во многих развитых странах ведётся политика развития в пригородах общественного транспорта, например пригороднего железнодорожного и легкорельсового, например система RER в Париже.

В процессе компьютеризации экономики в посленее десятилетие появился эффект отрыва места работы (номинального) от места исполнения трудовых задач: человек за компьютером может выполнять работу для фирмы на другом конце земного шара. Транспортная проблема, тормозящая процесс субурбанизации, таким образом ослабляется (для работодателя некоторого типа работ становится неважно, в какой точке земного шара находится исполнитель), и возникает концепция "всемирной деревни": все )а точнее - информационно-коммуникативные типы деятелей) рано или поздно переедут в экологически чистые пригороды и рост городов остановится.

Previous up Next